Суббота, 30.05.2020, 15:28Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

Наш опрос

Как вам создаваемые нами миры?
Всего ответов: 31

Мы ВКонтакте

Статистика


Гости нашего трактира 1
Путники 1
Жители 0
Главная » 2016 » Февраль » 28 » Популярность жанра
03:18
Популярность жанра

В России за каких-нибудь двадцать лет произведения жанра фэнтези стали столь популярны, что занимают первую строчку по продажам. Этот процесс несомненно показателен, однако имеет и оборотную, негативную сторону. Прежде всего, это опасность планомерно влиться и раствориться в массовой литературе, литературе, не имеющей художественную ценность, так как по сути своей вторична и имеет целью коммерческий успех писателя. Например, Юрий Никитин, совершенно не стесняясь написал пособие, как заработать миллион на книгах, в частности, жанра фэнтези.

Эта существенная опасность, между тем, не умаляет достоинств нового жанра, так как российское фэнтези, оформившись первоначально, как авторские переводы и прототипы западных фэнтезийных саг (особенно популярен был несомненно Толкин со своей знаменитой трилогией «Повелитель Колец»), сейчас обрело свою, собственную литературную традицию и национальный колорит.

Так, психологическое фэнтези на российской почве обрело мощное распространение. Традиции Ф.М. Достоевского, для которого важно было психическое поведение героя, поставленного автором в экстремальные социальные условия, для которого важен был эксперимент над стойкостью характера героя, над его душевными качествами, сродни современным фэнтезийным писателям – супругам Дяченко («Привратник», «Ритуал», «Скурут», «Ведьмин век»), отличительная черта творчества которых – темные и светлые проявления человеческой натуры. Для них фэнтезийный мир важен только для того, чтобы высветить героев, помочь читателю через их страдания, переживания разобраться в собственных страстях и страхах. Несомненно в этом проявляется связь с творчеством Леонида Андреева, глубоко проникающего в сокровенные тайники души человеческой. (Например, «Бездна»)

Стоит заметить, что стало популярно в последнее время и пародийное фэнтези, прочно укоренившееся на традициях авантюрного и плутовского романа, народных театров 17 века, скоморошества, а также классиков сатиры – Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Самыми яркими представителями этого литературного подвида фэнтези являются Михаил Успенский и супруги Лукины. Взяв знакомые с детства российскому читателю мифологические и литературные архетипы (как то Колобок, залихватский, удачливый Иванушка дурачок, оказавшийся самым премудрым в мире, водяной, оказавшийся Ихтиандром и т.д.), Михаил Успенский ткет нить несомненно оригинального, вобравшего в себя традиционное русское зубоскальство, особенности национального характера и его народную философию, художественного полотна. Примечательны трилогия о Жихаре («Там, где нас нет», «Время оно», «Кого за смертью посылать»), затем «Устав соколиной охоты» и «Посмотри в глаза чудовищ».

И, конечно, же нельзя обойти в своем докладе классические варианты фэнтезийных произведений – героическое и эпическое фэнтези. В этом направлении работают многие российские авторы: Ник Перумов, Г.Л. Олди, Брайдер и Чадович, Макс Фрай, Мария Семенова и многие другие.

Особенность же российских авторов в том, что созданный ими мир фантазии (в переводе с английского fantasy – фантазия), тяготеет не к внешней обрисовке сюжета, не к описанию увлекательных приключений персонажей, а к философским, вечным проблемам, к выражению через ирреальный мир гипертрофированные недостатки нашего социального устройства, или же, наоборот, идеала, что связывает ее с утопией и антиутопией.

В целом же, фэнтези довольно перспективный литературный жанр.

«Фантазирование, - говорил Дж.Р.Р. Толкин - это натуральная тенденция в психическом развитии человека. Фантазирование не оскорбляет рассудка, не вредит ему, не затушевывает истины и не притупляет стремления к познанию. Наоборот, более живой и вникающий в суть вещей разум способен творить более прекрасные фантазии».

Хочется отметить, что русское фэнтези активно развивается. И в силу традиционной для русской литературы философичности, анализу психологии и социологии его ждет блестящая будущность, если оно минует опасности влиться в массовую литературу.

https://fan-book.ru/articles/obzori/razmishleniya-o-rossiyskom-fentezi.html

Мстислав Коган

Просмотров: 137 | Добавил: astral610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 | Сделать бесплатный сайт с uCoz