История развития постапокалипсиса
Первым современным произведением в истории этого жанра возможно является недавно экранизированный трёхтомный роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826).
Формирование постапокалиптики как жанра относится к периоду конца XIX — начала XX веков.Классическое произведение жанра — роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффериса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Войне в воздухе» Герберта Уэллса, «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля.
На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени» (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа). Во второй половине XX века на одно из первых мест в числе причин глобальной катастрофы, предшествующей сюжету постапокалиптических произведений, вышла война с применением ядерного оружия или иных видов ОМП.
В советской фантастике, от которой критика требовала в целом позитивного, оптимистического настроя, и в которой не мыслилось никакого будущего человечества, кроме победившего коммунизма, вплоть до 1980-х годов глобальная катастрофа, обычно военная, переносилась в иные миры, посещаемые землянами, а сами такие произведения получили собирательное название «романов-предупреждений», предполагающее, что автор использует данную художественную форму лишь как средство «обличения политики империалистов, ради своих барышей толкающих человечество к пропасти». В качестве примеров можно назвать такие произведения как «Фаэты» Казанцева, «Последняя война» Кира Булычёва, «День свершений» Виктора Жилина. После распада СССР и снятия идеологических ограничений появились произведения российских фантастов, в явном виде относящиеся к постапокалиптическому жанру, такие как «Метро 2033» Дмитрия Глуховского или значительная часть фантастических книг Александра Бушкова. Несколько особняком стоят на общем фоне современного российского постапокалипсиса посвящённые ему книги Олега Верещагина, в которых ядерная война с последующей цепочкой глобальных экологических катастроф подаётся как тяжкое, но в конечном счёте благотворное для «сбившегося с пути» человечества макровоздействие, позволяющее ему спастись от дегенерации и вымирания и впоследствии построить разумный и справедливый (по крайней мере, в понимании автора) мир.
«Новая волна» добавила к постапокалиптическому пейзажу банды байкеров («Долина проклятий» Роджера Желязны) — черта, популяризованная в «Безумных Максах».
С появлением кино, а позже — компьютерных игр жанр оказался востребован и там. Одними из самых известных кинопроизведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс», «Парень и его собака», «Дорога проклятий», «2019: После падения Нью-Йорка», «Стальной рассвет», «Дорога», «Книга Илая», «Я — легенда», «Водный мир», «28 дней спустя», «Обитель зла», а среди игр — серии Fallout, Half-Life 2, S.T.A.L.K.E.R. (основанная на «Пикнике на обочине» Стругацких), Metro 2033 (основанная на одноимённой книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033»), Rage.
Информация позаимствована с сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41971
Василий Матяжов |