Четверг, 23.11.2017, 13:57Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Ну и как вам наш сайт?
Всего ответов: 49

Мы ВКонтакте

Статистика


Гости нашего трактира 1
Путники 1
Жители 0
Главная » 2016 » Апрель » 4 » Фэнтези как жанр
20:55
Фэнтези как жанр

Умные сказки. Интелектуальное фэнтези. Псевдонаучные миры фэнтези.

Что приходит на ум при слове “фэнтези”? Аляповато оформленная книжка, украшенная изображением здоровенного хмыря с мечом, который, сжимая в объятиях полуодетую красотку, попирает ногой чудовище. Типичное дешевое чтиво. Однако водятся в фэнтезийных дебрях и весьма экзотические особи. Колоритные авторы, кроящие миры не по привычным лекалам, давно застолбили себе место на переднем крае зарубежного фэнтези, а теперь постепенно приходят и к нам. Классифицировать их невозможно: в каноны они не укладываются, поэтому расскажем вкратце о наиболее ярких. 

Канадец Гай Гэвриел Кей студентом познакомился с Кристофером Толкином, который пригласил его в Оксфорд помогать редактировать рукопись “Сильмариллиона”. Поэтому дебют Кея — роман “Древо Жизни” (1984), первый из “Гобеленов Фьоновара” — несет на себе явный отпечаток толкинизма. Сейчас Кей — один из наиболее издаваемых авторов. В своих зрелых произведениях он довольно далеко ушел от пост-толкинизма, по крайней мере, в его примитивном толковании. Все романы Кея, так же, как и творчество Профессора, основаны на реально существовавших культурах и мифологиях. Это тонкие стилизации миров и эпох, написанные сочным и ярким языком. Но чтобы получать удовольствие от Кея, надо запастись терпением, ибо действие в его романах, как правило, развивается весьма неспешно. Блестящим образчиком фирменного стиля Кея являются “Тигана” и “Львы Аль-Рассана”, не так давно вышедшие и у нас. В отличие от “традиционалиста” Кея, Тим Пауэрс и Джеймс Блэйлок идут самостоятельной дорожкой. Их творчество напоминает запутанный лабиринт, в котором различные жанры и стили переплетаются причудливым постмодернистским узором. Тим Пауэрс обратил на себя внимание исторической фантазией “Черным по черному” (1979), действие которой происходит в переломный для Европы момент, во время осады турками Вены. Это авантюрная история вышибалы венского трактира Брайана Даффи, спасающего Запад от черной магии Востока. Его союзники — гномы, алхимики, тролли, Мерлин, Король-Рыбак, заблудившиеся викинги. Подобная историко-мифологическая смесь стала характерной приметой творчества Пауэрса. Знаменитые “Врата Анубиса” (1983) — гибрид историко-культурологической фэнтези, “твердой” НФ и готического триллера. Главный герой — литературовед из XXI века Брендан Дойль, специалист по малоизвестному английскому поэту XIX столетия Уильяму Эшблессу. В качестве гида он сопровождает группу путешественников во времени, посетивших Лондон 1810 года. Отстав от своих, Дойль погружается в пучину приключений и опасностей. Он вступает в схватку с древним магом, который пытается повернуть историю вспять. Попутно Дойль встречает любовь и становится... Уильямом Эшблессом. Увы, несмотря на свои многочисленные достоинства, “Врата Анубиса” прошли в России практически незамеченными. В серии “Альтернатива. Фантастика” готовится переиздание — возможно, ныне Пауэрсу повезет больше. 

Уголок изящной словесности.
Американский биолог с мировым именем Джеффри Барлоу страстно увлекается историей английской литературы. Свой первый роман “Спящий во тьме” (2000) Барлоу писал как фанфик, главным образом для собственного удовольствия, и никак не ожидал свалившегося на него признания. Перед нами готический триллер, точно стилизованный под Чарльза Диккенса с некоторыми вкраплениями Артура Конан Дойла и Говарда Лавкрафта. Действие происходит в мире, напоминающем Англию середины XIX века, но с туманной космогонией: это отколовшаяся часть нашего мира, по которому все еще бродят мамонты и саблезубые тигры. В литературных достоинствах книги кроется ее главный недостаток. Основной сюжет легко уместился бы примерно в треть написанного текста. Остальное — бесконечные отступления-стилизации, связанные с многочисленными второстепенными персонажами. В следующей работе, “Дом в глухом лесу” (2001), Барлоу учел свои ошибки. Поэтому книга, заставляющая вспомнить уже не Диккенса, а Уилки Коллинза, выглядит гораздо более цельной. У нас романы Барлоу могут похвастать, с одной стороны, блестящим переводом С. Лихачевой, а с другой — выпуском в “Золотой серии фэнтези”, где они попросту потерялись среди традиционных авторов. 

Кошмарные чудеса, чудесные кошмары.
“Многостаночник” Клайв Баркер — не только увенчанный многими премиями писатель, но и драматург, художник, сценарист, кинорежиссер. Значительная доля написанных им произведений балансирует на грани мистики и экзотической фэнтези. Такова, например, “Имаджика” — гигантское философское мистико-фэнтезийное полотно, где сочными мазками изображены перетекающие друг в друга миры-Доминионы, одним из которых является и Земля. Главный герой — художник-мошенник Джон Захария, в душе коего “спит” личность великого мага Сартори, должен объединить расколотые некогда Доминионы в единое целое. Нейл Гейман — одна из самых ярких и востребованных фигур современной мировой фэнтези. Первую книгу, “Хорошие знамения” (в соавторстве с Т. Пратчеттом), Гейман издал в 1990 году. А затем взялся за сольное творчество. И в 2001 выдал главное на сегодня свое творение — роман “Американские боги”. Это мистико-фэнтезийный триллер, герой которого, Тень, выйдя из тюрьмы, сталкивается с невероятными событиями. В Америке, стране переселенцев, привезших сюда свои пантеоны, назревает Великая Битва между богами. Утратившие былое могущество Один, Тор, Чернобог и другие — против повелителей бизнеса, СМИ, интернета... Гейман, то и дело подбрасывая читателю намеки на более глубокий смысл описываемых им событий, ведет сюжет этого великолепного романа к весьма неожиданному финалу.
Окольной тропинкой истории.
Английская писательница Мэри Джентл — автор нестандартных произведений в жанре альтернативно-исторической фэнтези. Джентл весьма скрупулезно подходит к написанию своих книг. Цикл, начатый романом Rats and Gargoyles, — история обаятельных магов-авантюристов, которые, странствуя в пространстве и времени, влипают в разные передряги. Сильная сторона таланта Джентл — достоверный показ весьма причудливых, тщательно проработанных миров. В одном из них разумные крысы с помощью магии поработили человечество, в другом описывается волшебное противостояние королевы Каролы и генерала-протектора Оливии за власть над Лондоном псевдосемнадцатого века (явная переделка событий английской революции). “Книга Аш” — довольно специфический синтез параистории, криптоисторического интеллектуального детектива, фэнтези, психологического и любовного романа. Некий ученый параллельного мира начала XXI века пишет историческое исследование, в центре которого судьба молодой женщины Аш из XV века. Она с детства слышала Голоса, подающие дельные военно-тактические советы. Девушка становится капитаном непобедимого отряда наемников. Затем на Европу нападают визиготы, обитатели далекого Карфагена. Завоеватели покоряют почти все государства Европы, — и только Аш способна разгадать загадку их побед, тайну своего рождения и секрет Голосов... Некоторые идеи Джентл настолько необычны, что найти им аналог в современной фантастике практически невозможно. 

Американский писатель и сценарист Джон Краули считается одной из краеугольных фигур философской фэнтези. Его даже называют “фэнтезийным Умберто Эко”, а книги Краули, в том числе и у нас, позиционируются как серьезная проза. Самое масштабное произведение автора — тетралогия “Эгипет”, которую он пишет уже 15 лет. Первый роман AEgypt вышел еще в 1987, далее последовали Love and Sleep (1994) и Daemonomania (2000), сейчас писатель работает над заключительной книгой. Это рассказ об истории, которой не было, но которая могла бы быть, о герметической философии, об Эгипте — легендарной стране древнейшей мудрости, о смене мировых эпох... Впрочем, пересказать Краули невозможно: каждый умный человек даст этим книгам собственное толкование. Поэтичный роман “Маленький, большой” (1981) — история шести поколений семьи Дринкуотеров, чье поместье Эджвуд находится на самой границе Волшебной Страны. Дринкуотеры знают, что все происходящее с человечеством — лишь эпизоды некой Повести, придуманной эльфами. Действие книги охватывает более ста лет, это многогранное произведение, в котором сочетаются образы и темы Шекспира, Фолкнера, Маркеса, Льюиса Кэрролла, Пика, Шелли, Китса. 

Первый роман Джонатана Кэрролла “Страна смеха” (1980) сразу обратил на себя внимание и придирчивых критиков, и поклонников хорошей литературы. Главный герой, взявшийся за биографию любимого с детства писателя, неожиданно для себя открывает, что тот был кем-то большим, нежели просто сочинителем страшноватых детских сказочек. Последующие романы — шизофреническая трилогия “Рондуа”, хоррор “Голос нашей тени” (1983) и From the Teeth of Angels (1993), лауреат Британской премии фэнтези Outside the Dog Museum (1991) — окончательно превратили Кэрролла в классика современной литературы. Главное его достоинство — даже не блестяще отточенный язык, а некая неожиданность, невозможность предсказать изгибы его фантазии. Иногда достоинство оборачиваются недостатком, из-за чего некоторые книги писателя напоминают красивые мыльные пузыри. Правда, невольно закрадывается мысль, что ты просто слишком глуп, дабы понять смысл произведения с первого раза, и рука вновь невольно тянется к бережно поставленному на полку томику...
Книжные серии.
В России пока есть только одна специализированная серия нетрадиционного фэнтези — “Элита”, с недавних пор выпускаемая издательством “Азбука”. Книги там выходят разные, непохожие друг на друга, и объединяет их именно несоответствие привычным стандартам. Пока в серии вышли “Имаджика” К. Баркера, “Рыбалка в море демонов” Майкла Ши, циклы “Спираль” Майкла Скота Роэна и “Джонатан Бинг” Д. Блейлока, начал издаваться цикл “Эпоха неразумия” Грегори Киза. Много оригинальных фэнтезийных книг появляется и в “Эксмо”, однако они рассеяны по разным сериям: “Магический реализм”, “Игра в классику”, “Меч и магия”... Такая же ситуация и в АСТ, хотя неординарные книги здесь слишком часто теряются в массе вполне традиционных книг. Впрочем, в серии “Альтернатива. Фантастика” наряду с киберпанком можно встретить и фэнтези. 

* * *
Как видите, и “высоколобым” найдется что почитать в фэнтези. Форма вовсе не обязательно определяет содержание, и на полке среди полногрудых красавиц и мускулистых конанов вполне может обнаружиться “штука посильнее “Фауста” Гете”.

Источник: http://www.fantasy-review.narod.ru/

Просмотров: 36 | Добавил: astral610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz